Дети должны учиться вместе!

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:

  • приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ЦПМПК;
  • классы малой наполняемости (до 12 человек);
  • для каждого обучающегося отдельная регулируемая по высоте парта, при необходимости имеется дополнительное освещение;
  • школа реализует адаптированную программу начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение, в том числе на дому;
  • в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагог-психолог и логопед;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей;
  • ежегодно проводится обследование обучающихся врачом офтальмологом в начале и в конце учебного года. По рекомендации врача дети проходят комплекс лечебных процедур в кабинете охраны зрения при МДОУ №24.
  • предоставляется двух разовое бесплатное питание.

 

Обучение в данном классе предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, т.е ученики данного класса получают цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников в те же календарные сроки.

Организация пространства школы обеспечивает:

  • безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает: безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям и т. п.);
    • оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);
    • обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;
    • оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.).

В соответствии с ФГОС НОО для учащихся с особыми образовательными потребностями разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (вариант 4.1) (далее АООП НОО), которая реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей занятий и динамические паузы. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной учебной деятельности в течение учебного дня.

Продолжительность общеобразовательного урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий определяется приказами Минобрнауки РФ, возрастом и психофизическим состоянием обучающегося. В середине урока (занятия) проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения и предупреждению зрительного утомления. Упражнения проводятся с учетом состояния зрения обучающихся (клинических форм зрительного заболевания, имеющихся противопоказаний).

Рабочее место оборудуется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Номер парты соответствует росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Учитель начальных классов, учитель физической культуры и другие педагоги, работающие с этими детьми, прошли обучение на курсах повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Дети обучаются по специально разработанным учебникам Министерства образования и науки РФ, учебным пособиям и дидактическим материалам. Во время уроков и других внеурочных мероприятиях учитель использует специальные методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности, индивидуальные или адаптированные с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся наглядность, тифлотехнические и технические средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Большое внимание уделяется развитию познавательной сферы, приобретению социального опыта, возможностей саморазвития, повышению интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получению и самостоятельного открытия новых знаний посредством включения учащихся класса в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих учащихся в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: учителем, учителем- логопедом, психологом.

Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения обучающимися с нарушениями зрения необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учащимся оказывают своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Целью реализации программы коррекционной работы является создание условий для достижения обучающимися со слабовидением планируемых результатов ФГОС НОО.

На каждого учащегося командой специалистов совместно с учителями разработан индивидуальный образовательный маршрут. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Специалистами школы выполняются все условия обучения и развития слабовидящих учащихся:

Психолого-педагогические условия:

  • коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса с интеграцией общего и коррекционного образования;
  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
  • соблюдение рекомендаций медицинских работников, психолога, тифлопедагога, логопеда;

Специализированные условия:

  • выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
  • использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка;
  • комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Здоровьесберегающие условия:

  • оздоровительный и охранный режим; укрепление физического и психического здоровья;
  • профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
  • соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Учитель-логопед проводит систематические индивидуальные и подгрупповые занятия. Программное содержание занятий обеспечивает целенаправленное воздействие педагогическими средствами на функциональную, операционную, мотивационную стороны восприятия, и соотноситься с общедидактическими задачами обучения.

Рисунок2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *